Дисграфия

Что такое дисграфия?

Дисграфия — это специфическое нарушение письменной речи, выражающееся в стойких трудностях в овладении навыками письма. Это нарушение относится к группе специфических расстройств обучения и может значительно затруднить академическую успеваемость и повседневную жизнь ребенка.

Дисграфия — это расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в написании слов и предложений, несмотря на нормальный интеллект и адекватное обучение. Это может проявляться в неправильном написании слов, неразборчивом почерке и трудностях с орфографией.

Симптомы дисграфии

Симптомы дисграфии могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка и степени нарушения. Основные признаки включают:
1.Ошибки в письме:
  • Частые орфографические ошибки, несмотря на знание правил.
  • Пропуск или добавление букв.
  • Перестановка букв и слогов в словах.
  • Трудности с согласованием слов в предложении.
2.Проблемы с почерком:
  • Неразборчивый, неровный почерк.
  • Неправильное удержание ручки.
  • Нерегулярные интервалы между буквами и словами.
  • Различные размеры и наклоны букв.
3.Трудности с письменной организацией:
  • Сложности с структурированием текста.
  • Проблемы с написанием сочинений и эссе.
  • Трудности с использованием пунктуации.
4.Поведенческие и эмоциональные симптомы:
  • Снижение самооценки из-за неудач в письме.
  • Избегание письменных заданий.
  • Быстрое утомление при письме.

Причины дисграфии

Дисграфия может иметь различные причины, включая:
  1. Неврологические факторы: Нарушения в работе мозга, особенно в областях, ответственных за моторные навыки и языковые функции.
  2. Генетические факторы: Наследственная предрасположенность к специфическим нарушениям обучения.
  3. Когнитивные факторы: Трудности с обработкой и интеграцией зрительной и слуховой информации.
  4. Психологические факторы: Стресс, тревожность и низкая самооценка могут усугублять симптомы дисграфии.

Диагностика дисграфии

Диагностика дисграфии требует комплексного подхода и участия различных специалистов, включая логопеда, психолога и педагога. Основные этапы диагностики включают:
  1. Сбор анамнеза: Информация о развитии ребенка, его школьных успехах и трудностях, семейной истории и условиях жизни.
  2. Психологическое тестирование: Оценка когнитивных функций, включая внимание, память, моторные навыки и зрительно-пространственные способности.
  3. Логопедическое обследование: Анализ письменных работ ребенка, оценка уровня владения грамматическими и орфографическими нормами.
  4. Наблюдение: Оценка поведения ребенка при выполнении письменных заданий, выявление характерных ошибок и трудностей.

Как помочь детям с дисграфией?

  1. Логопедическая терапия: Индивидуальные занятия с логопедом, направленные на коррекцию ошибок письма, развитие языковых навыков и улучшение моторных навыков.
  2. Специальное обучение: Программы специализированного обучения, включающие адаптированные учебные материалы и методы, помогают детям с дисграфией лучше усваивать школьную программу.
  3. Терапия трудотерапевта: Улучшение моторных навыков, координации движений и зрительно-моторной интеграции с помощью специальных упражнений и занятий.
  4. Психотерапия: Поддержка психологического благополучия ребенка, помощь в развитии эмоциональной устойчивости и уверенности в себе.
  5. Использование технологий: Применение компьютерных программ и приложений для обучения письму, текстовых редакторов с автокоррекцией и других вспомогательных технологий.

Как начать лечение?
  1. Обратиться к специалистам: Первый шаг — консультация с логопедом или школьным психологом для оценки симптомов и направления на диагностику.
  2. Составить индивидуальный план лечения: На основе результатов диагностики разрабатывается программа терапии, включающая различные методы и подходы.
  3. Регулярные занятия и терапия: Специализированные занятия должны проводиться регулярно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
  4. Мониторинг и корректировка плана: Лечение должно быть динамичным, с регулярной оценкой прогресса и корректировкой методов терапии по мере необходимости.
  5. Образовательная и социальная поддержка: Важно вовлечь семью, учителей и сверстников в процесс обучения, чтобы обеспечить ребенку необходимую поддержку в различных сферах жизни.
Отзывы наших пациентов